История развития

Реконструкция ТЗК и опыт эксплуатации системного оборудования

в ЗАО «Татнефтьавиасервис».

До 1998 года топливо-заправочный комплекс (ТЗК) со штатом около ста человек был структурным подразделением Казанского аэропорта. Положение ТЗК построенного в 1978 году

с любой точки зрения – правовой, финансовой, технической – приближалось к критическому. Отсутствовали лицензии на хранение нефтепродуктов и заправку воздушных судов , катастрофически не хватало керосина. Существовала неоправданно многоступенчатая структура прохождения топлива до ТЗК. Фильтрация керосина, заправка самолетов обеспечивались, но далее откладывать реконструкцию комплекса было нельзя. Невозможно было остановить и работу аэропорта.

Для того , чтобы обеспечить бесперебойную деятельность аэропорта и одновременно провести модернизацию ТЗК, в 1997 г. правительство Республики Татарстан приняло решение о создании ЗАО «Татнефтьавиасервис». Учредителями общества стали ОАО «Татнефть» и ОАО «Международный аэропорт «Казань».

Реконструкция началась в апреле 1998 г, причем сразу с лаборатории .Она была не сертифицирована, у нее не было лицензии на проведение анализов. Поначалу мы закупили по минимуму оборудование, чтобы провести сертификацию лаборатории. Позднее там появилось оборудование из Швейцарии и Германии. Но до этого надо было привести помещение в порядок, обеспечить стабильное электроснабжение, вентиляцию, водоснабжение, канализацию. Сейчас состояние производственных лабораторных помещений по температуре, влажности, освещенности, уровнем загазованности и шума стали соответствовать нормам госсанэпиднадзора.

1.jpg

Для обеспечения объективных и достоверных анализов физико-химических показателей качества проб авиационных ГСМ и спецжидкостей в соответствии с нормативной документацией нами было приобретено оборудование таких фирм как «Герцог» (аппарат для разгонки при атмосферном давлении, кондуктомер, термостат), «Metler Toledo» (электронные аналитические весы, рефрактометр, плотномер, титратор, рН-метр), ОАО БСКБ «Нефтехимавтоматика» (аппарат автоматический для определения температуры вспышки в закрытом тигле), «Термекс» (криостаты). На протяжении всего существования ТЗК оборудование по контролю качества авиаГСМ постоянно пополняется новым, более усовершенствованным оборудованием. Стремясь к достижению максимальной точности измерений, все испытательное оборудование регулярно аттестуется, а точность и надежность средств измерения подтверждает государственная поверка. Персонал лаборатории поддерживает свою квалификацию путем стажировки в ГосНИИ ГА.

2.jpg

С 1998 г. лаборатория успешно проходит процедуру сертификации органом ФАВТ.

3.jpg

Следующим этапом реконструкции ТЗК стала технологическая линия склада.

Большие сложности заключались в том, что заправка самолетов с обеспечением безопасности полетов в части применения авиаГСМ и реконструкция шли параллельно, а проводить сварочные работы на таком пожароопасном объекте крайне сложно.

Авиационный керосин, поступая на склад , прежде чем попасть в крыло (баки) воздушного судна проходит определенные технологические операции (описаны в «Технологии работ ТЗК») проходя через следующее оборудование:

- двухсторонняя железнодорожная сливная эстакада на 12 четырехосных железнодорожных цистерн (12 усн 175).

- насосная по сливу авиационного керосина (состоит из 4-х насосов и установки учета слитого топлива, поставляемых фирмой М+F (Германия), производительность установки 420 м³/час. Насосная оборудована датчиками довзрывных концентраций, пожарным оборудованием, вентиляцией.

- первичная фильтрация топлива (оснащена 4-мя фильтрами ФГк производства НПФ «Агрегат» с Ф/э ЭФПП-120).

- Резервуары РВС-3000 (приемный, отстойный, расходный). Резервуары оснащены соответствующим оборудованием. Необходимо отметить уникальность внутреннего покрытия резервуаров материалом пермокор (пермотекст). В 1999 году в России такая технология использовалась только у нас. В настоящее время покрытие соответствует требуемым нормам.

4.jpg

- Насосная по наливу авиакеросина в ТЗ (оснащена насосами поставленными фирмой М+F производительностью 180 м³/час, установленная производительность).

- Пункты налива РП №1, РП №2 (каждый имеет установку АФТ-120 состоящую из фильтров ФГк с Ф/э ЭФБ-120/5,2 шт., фильтрыФВГк-120 с Ф/э ЭФК 5/21 и СЭ-60Т, т.е три ступени фильтрации. Фильтры ФГк-120 и ФВГк-120 производства НПФ «Агрегат». Считывающее оборудование, регулятор и т.д. фирмы М+F).

Фильтры и Ф/э фирмы «Агрегат» надежны и удобны в эксплуатации.

Сливные и наливные трубопроводы изготовлены из нержавеющей стали, что впервые применено в России.

В целях удобства измерения количества топлива и безопасности резервуарный парк ТЗК оснащен средствами измерения – системой «струна-М». В целях повышения безопасности и пожарной безопасности склад ТЗК оснащен датчиками взрывобезопасной концентрации.

Надо отметить в ТЗК новые очистные сооружения и системы защиты, исключающие попадание нефтепродуктов в окружающую среду. Система пожаротушения доведена до современных требований.

Большие проблемы были и с топливозаправщиками ТЗ-22, они работали с 1987 года, мы их отремонтировали, сделали внутреннее покрытие материалом пермокор , однако это уже морально устаревшие модели. В 2008 г приобрели два топливозаправщика Грабовского производства

ТЗА-20 и ТЗА-40.

Персонал ТЗК постоянно повышает квалификацию:

-инженерный состав в МГТУ ГА,

- технический состав в Егорьевском колледже,

- рабочий состав в аккредитованных предприятиях.

Весь процесс управления сливом и наливом авиакеросина автоматизирован через установки измерения количества жидкости СНS.

На тот период, когда проектировался склад ГСМ (1968г.) оборудование приема, хранения, фильтрации, и выдачи продукта соответствовало требованиям. Со временем топливо подорожало, изменились требования к учету, функциональности оборудования как со стороны эксплуатантов так и контролирующих органов.

Специалистами по ГСМ Государственной Службы Гражданской авиации РФ была рекомендована, в числе других разработчиков, фирма M+F, которая предложила оснастить склад ГСМ современным оборудованием, средствами измерений, что в комплексе должно было полностью автоматизировать технологический процесс и учет движения авиакеросина на складе ГСМ от приема с железнодорожных цистерн до резервуаров, выдачи в топливозаправщики, наличие остатков на складе с распечаткой. Нами были закуплены и установлены только установка учета (измерения количества жидкости CMS) при сливе топлива с железнодорожных цистерн и установки для измерения количества жидкости CMS на пунктах налива в топливозаправщики. В дальнейшем нами были установлены средства измерения в резервуарах склада – система струна-М, но она не совмещена с системным оборудованием фирмы M+F.

Установленное системное оборудование фирмы M+F на складе ЗАО «Татнефтьавиасервис» работает уже 10 лет (с апреля 2001г.)

Назначение установки измерения количества жидкости CMS.

5.jpg

Для приема топлива при сливе с Ж.Д. цистерн и выдаче авиакеросина на пункты налива в топливозаправщики. Обе установки имеют сертификат ГОСТ-Р.

  • Свидетельство о взрывозащищенности,
  • Регистрацию в государственном реестре средств измерений,
  • Допущены к применению в РФ.

Установка для измерения количества слива авиакеросина из Ж.Д. цистерн служит для измерения количества авиакеросина и регистрации объема и массы при автоматизированном и ручном режимах слива и прокачке его в резервуары с последующей его распечаткой.

CMS состоит:

· компактной установки слива CMS;

· системы раскачки остатков топлива;

· системы сбора конденсатов газа;

· системы контроля качества;

· системы управления MFX-90;

· измеритель потока;

· программируемый логический контроллер - PLC;

Производительность установки обозначили 420 м.куб/час. установка работает совместно с группой насосов, которые являются частью установки и служат для транспортирования керосина от Ж.Д. цистерн к резервуарам. Если ранее при сливе авиакеросина из Ж.Д.цистерн мы вели учет в Ж.Д. цистернах, а по окончании слива в резервуарах, что являлось длительным по времени, то данная установка показывает моментально количество слитого топлива, его параметры во время слива V,Q,t, по окончании разгрузочной операции распечатывается накладная при помощи принтера как в объеме так и по массе.

Для учета топлива без воздуха и газов перед счетчиком установлен газоотделитель тангенсального действия который отводит газы и воздух и в счетчик поступает чистое топливо, чего не было в предыдущем сливе через насосную. По окончании слива основными насосами включается насос сбора остатков топлива в трубах. Все топливо проходит через счетчик. После делается распечатка. В процессе 10 летней эксплуатации установка работала без сбоев (сбои происходили по нашей вине, отключали установку от питания сети, потребление энергии внутренней батареи повысилась, срок ее службы сократился, установка зависла.

Во время эксплуатации установки видели, что насосы имеют степень защищенности:

· отключаются при отсутствии в них жидкости в течении определенного промежутка времени, не поступает сигнал со счетчика на контроллер, последний в свою очередь подает сигнал на отключения насосов слива;

· отключает насос при тепловом перегреве электродвигателя насоса;

· отключает насос при повышенном потреблении мощности (возникает при попадании посторонних предметов во внутреннюю полость насоса, заедании рабочего колеса, при лопнутых подшипниках;

Что касается определяемых параметров слива – это V,Q,t,ƍ. ƍ-плотность фактическая мгновенно не определяется в учете, не применяется. В учете массы применяется значение плотности вводимое вручную, определяемое ареометром с пробы авиакеросина с Ж.Д. цистерны, приведенная к 15ºС. Единственная функция плотномера подать сигнал на контроллер для отключения установки слива, при плотности потока не входящей в заданный диапазон плотностей. Это является защитой от слива другого продукта, с другой плотностью через установку.

При сбоях в программе или при неисправностях оборудования контроллер выводит на монитор (может распечатать)номер ошибки, и по номеру ошибки можно выявить неисправность и алгоритм ее устранения.

Установки измерения количества жидкости CMS (пункт налива в ТЗ).

6.jpg

Установка предназначена для:

· измерения и регистрации объема и массы авиакеросина при автоматизированном и ручном режимах налива в ТЗ;

· налива в ТЗ;

· производства учетно-расчетных операций;

· ввода ПВК-Ж с дозировкой;

· распечатка накладных на отпуск авиакеросина водителям ТЗ и сменных журналов;

· отделение газовоздушной среды из потока при наливе в ТЗ;

Установка CMS эксплуатируется совместно с:

· системой управления группой перекачивающих насосов;

· системой подачи ПВК-Ж с насосом ASK-32.04 через блок управления насосом.

В процессе 10-летней эксплуатации система работала хорошо. В течении эксплуатации выходили из строя:

· два раза ломалась лопатка счетчика PRIME-4 , причина счетчик установлен на уровне головки газоотделителя. Когда в резервуарах маленький остаток топлива , а в начале каждой смены необходимо определять топливо на содержание мех. прим. и воды, то есть сливать отстой, топливо подпором не поступало на ПН из резервуара. Лопатки счетчика оголились от топлива и при загрузке происходит гидравлический удар. Счетчик необходимо устанавливать в нижней части установки.

· при ударе молний в районе склада вышли из строя программируемые контроллеры, причем оба сразу. Сейчас при приближении гроза Установку отключаем;

· отказывало уплотнение обратного клапана ввода ПВК-Ж в поток авиакеросина;

На предыдущих ПН мы имели ручное управление. Включение и отключение насосов наполнения ТЗ осуществлялось кнопкой, которую отключали при достижении требуемого объема. Точность выдачи при этом зависела от реакции товарного оператора, и оставляла желать лучшего. Газоотделителя перед счетчиком не было. От гидроудара применялся гидроамортизатор ГА-2. Раздаточный пункт не имел всех преимуществ, точности выдачи авиакеросина с распечаткой, регулированным потоком топлива, степенями защиты оборудования и насосов. Раньше все делалось в ручном режиме, а установка CMS выдачи ведет процесс налива в ТЗ в автоматизированном режиме. Как уже выше сказано установки CMS слива с Ж.Д. цистерн и на ПН в ТЗ введены в апреле 2001г. в течении 10 лет исправно работают. С соблюдением регламетных работ поддерживается срок эксплуатации оборудования. Согласно регламенту работ на установках работы по обслуживанию проводим своим обученным персоналом. Что касается поверки средств измерения, работы проводятся специализированными организациями по методикам ВНИИМС. Два раза 2007 и 2010г. приглашали специалиста с M+F для проверки работоспособности и обслуживанию системы.

Пожелания по улучшению работы системы CMS/ пункт налива в ТЗ:

отсутствие плавного пуска насоса. Данная функция необходима для того, что при случайном попадании воздушной пробки в систему выдачи продукта возможны небольшие скачки давления продукта в системе. Также ступенчатый старт и останов насоса защищает элктродвигатель от высоких пусковых токов, и высокой нагрузке деталей насосного агрегата.

Установка по сливу с Ж.Д. цистерн

· необходимо совместить программируемый контроллер, с поточным плотномером что позволит работать с фактической плотностью, а не вводить значение плотности вручную.

· отсутствие количественного определения воды в продукте, а при достижении критических значений останавливать слив – исключило бы попадания воды в резервуар;

· отсутствие функции отключения слива при достижении заданного объема (свободного объема резервуара) сливаемого топлива. Эта функция позволит исключить переполнение резервуара (По требованию IATA API 1581 степень защищенности резервуара от перелива должна быть не менее двух ступеней, вторая ступень стационарные уловители на резервуарах – СТУНА-2М);

Осуществить можно так: вводится значение свободного объема приемного резервуара, при достижении данного объема слив должен отключиться.

Использование установки измерения количества авиакеросина на сливе из Ж.Д. цистерн это облегчение от предыдущей работы персонала, мгновенный и точный учет сливаемого топлива, с распечаткой накладных с эффективной защитой насосных агрегатов, и защиты от слива другого топлива. На ПН с установкой CMS облегчился труд работников предприятия, предельно четко ведется прием и выдача авиакеросина, с моментальной распечаткой накладных, оберегается оборудование от поломок и критических ситуаций